Управление по образованию администрации Московского района г. Минска

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №215 г. Минска»

220051 г. Минск, ул. Слободская,41 Тел./факс: (017) 364-39-03 sch215@minsk.edu.by

Аттестация педагогических работников

Особенности аттестации педагогических работников системы образования

  Аттестация является обязательной процедурой для педагогических работников системы образования. Она стимулирует рост профессионального мастерства и развитие творческой инициативы педагогов. Аттестация также способствует повышению уровня теоретической подготовки педагогических работников и поддерживает авторитет педагогического звания. В рамках аттестации педагогических работников (далее — аттестация) определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества. Результаты аттестации являются основой дифференцированной оплаты труда.  

 

Результаты работы аттестационной комиссии ГУО «Средняя школа  № 215 г. Минска»
по повышению квалификационной категории

Учебный год Всего повысили Высшая Первая Вторая Подтверждение высшей категории
2008/2009 13 7 3 3 -
2009/2010 11 10 1 - -
2010/2011 16 6 6 4 -
2011/2012 7 2 2 3 -
2012/2013 5 - - 5 2
2013/2014 8 2 1 5 21
2014/2015 8 1 1 6 -
2015/2016 7 1 4 2 3
2016/2017 13 3 5 5 11
2017/2018 4 - 1 3 -
всего 175 59 50 66 37

 

План работы аттестационной комиссии ГУО "Средняя школа № 215 г. Минска" на 2018/2019 учебный год 

Содержание мероприятия Сроки Ответственные
1 Распределение обязанностей между членами аттестационной комиссии 29.08.2018 Аттестационная комиссия
2 Ознакомление членов аттестационной комиссии с их обязанностями 29.08.2018 Председатель аттестационной комиссии
3 Составление плана работы аттестационной комиссии 29.08.2018 Председатель аттестационной комиссии
4 Изучение содержания трудовых книжек аттестуемых 01.09 – 31.03.2019 Аттестационная комиссия, инспектор по кадрам
5 Рассмотрение заявлений об аттестации на высшую квалификационную категорию По мере поступления в соответствии с требованиями Инструкции до 31.03.2019 Аттестационная комиссия
6 Рассмотрение заявлений об аттестации на вторую и первую квалификационную категорию По мере поступления в соответствии с требованиями Инструкции до 31.03.2019 Аттестационная комиссия
7 Составление графика прохождения аттестации на высшую категорию По мере поступления заявлений, сдачи квалификационного экзамена Председатель аттестационной комиссии
8 Составление графика прохождения аттестации на вторую и первую категорию По мере поступления заявлений  в аттестационную комиссию Председатель аттестационной комиссии
9 Проблемный семинар для членов экспертных групп «Педагогический анализ как основной инструмент экспертизы деятельности аттестуемых» октябрь, 2018 Заместитель директора
10 Составление графика аттестационного собеседования По мере поступления Председатель аттестационной комиссии
11 Индивидуальное ознакомление аттестуемых с требованиями к квалификационной категории По отдельному плану Аттестационная комиссия
12 Формирование экспертных групп по изучению педагогической деятельности аттестуемых На протяжении года Председатель аттестационной комиссии
13 Составление и согласование с аттестуемыми программ изучения их профессиональной деятельности На протяжении года Аттестационная комиссия
14 Согласование программ, представления опыта работы Согласно программ изучения Аттестационная комиссия
15 Утверждение текстов анкет, вопросов для собеседования, методик необходимых для оценки профессиональной деятельности аттестуемых Сентябрь-октябрь   Зам.директора, руководители МО, председатель аттестационной комиссии
16 Собеседование, индивидуальное консультирование аттестуемых Согласно программ изучения Аттестационная комиссия, педагог- психолог
17 Осуществление взаимодействия с квалификационными комиссиями учреждений повышения квалификации по вопросам аттестации на высшую категорию На протяжении года Председатель аттестационной комиссии
18 Систематизация и обобщение результатов деятельности аттестуемых. Подготовка материалов по результатам экспертизы Согласно программ изучения Аттестационная комиссия, экспертная группа
19 Подготовка характеристик на аттестуемых Согласно программ изучения Аттестационная комиссия
20 Ознакомление аттестуемых с характеристиками Согласно программ изучения Председатель аттестационной комиссии
21 Заседания аттестационной комиссии По графику прохождения аттестации Аттестационная комиссия
22 Оформление решений аттестационной комиссии По графику прохождения аттестации Секретарь аттестационной комиссии, инспектор по кадрам
23 Отчёт о работе аттестационной комиссии за учебный год 28.08.2019 Председатель аттестационной комиссии


Требования к аттестуемым работникам

   К аттестации допускаются педагогиче­ские работники, имеющие образование, соответствующее квалификационным требованиям, и двухлетний стаж работы в должности, по которой они аттестуются. Стаж работников, желающих аттестоваться на первую и высшую квалификационные категории, должен составлять три года со дня присвоения предыдущей категории.
   Лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием или имеющие академиче­скую степень магистра, допускаются к аттестации на вторую квалификационную категорию при наличии стажа работы в соответствующей должности 1 год. Процедура аттестации не должна превышать 3 месяцев со дня подачи педагогическим работником заявления в атте­стационную комиссию.
   Работник не всегда имеет специальную подготовку, установленную квалификационными требованиями. Однако если он качественно выполняет свои служебные обязанности, повышает квалификацию и имеет стаж работы в должности, по которой аттестуется, не менее 3 лет, то проходит аттестацию в установленном порядке. Вместе с тем квалификационная категория не может быть присвоена лицам, имеющим общее среднее образование.
   С согласия педагогического совета администрация учреждения образования имеет право один  раз в пять лет требовать обязательной аттестации педагогических работников, снизивших уровень своей работы. Однако аттестация не применяется к работникам, отработавшим менее 2 лет с момента предыдущей аттестации, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет. Если работник без уважительных причин отказывается пройти аттестацию, то она может быть проведена и в его отсутствие.

 

Квалификационный экзамен и аттестационное собеседование

   Для претендентов на высшую категорию аттестация складывается из квалификационного экзамена и аттестационного собеседования.
   Квалификационный экзамен предшествует собеседованию. Педагогический работник может сдать его в период прохождения очередного повышения квалификации или экстерном.

 

Процедура проведения квалификационного экзамена
при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории

   На основании направлений, поступивших от организаций системы образования, отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов, в соответствии с  Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования и  Методическими рекомендациями о порядке проведения квалификационного экзамена ГУО «Академия последипломного образования» организует квалификационные экзамены при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории для групп претендентов в количестве 10-12 человек в соответствии с примерным календарным графиком.
   Прибытие участников на квалификационный экзамен осуществляется на основании официального письма-приглашения, которое высылается в учреждения образования.
Претендент на высшую квалификационную категорию, приглашенный для сдачи квалификационного экзамена, должен иметь при себе иметь: паспорт, описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях, свидетельство о прохождении последнего повышения квалификации, сертификат пользователя информационных технологий (при наличии) и другие материалы, подтверждающие результативность педагогической деятельности.
   Содержание заданий определяется программами квалификационного экзамена по направлениям педагогической деятельности.
   Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней и состоит из двух этапов.
    Первый этап направлен на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории и, как правило, проводится в письменной форме. На выполнение заданий первого этапа квалификационного экзамена отводится два академических часа.
   Оценка первого этапа квалификационного экзамена осуществляется в баллах за правильно решенные задачи, выполненные тесты, раскрытие вопросов и вносится в экзаменационную ведомость.
   Максимально возможное количество баллов за первый этап – 32, из них:
инвариантный блок – тест (10 вопросов) на определение общепрофессиональной педагогической компетентности – 10 баллов;
вариативный блок – тесты, вопросы, задания на знания по основным нормативным правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса по реализации конкретных образовательных программ, теории и содержанию преподаваемого предмета или реализуемого направления педагогической деятельности, современных технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания, социально-педагогической поддержки и психологической помощи – 22 балла.
   Соответственно, педагогический работник имеет возможность получить 32 балла за первый этап квалификационного экзамена.
   Второй этап квалификационного экзамена направлен на оценку уровня профессионально-практической компетентности педагогического работника. Экзаменуемому предлагается конкретное задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе предварительно представленного комиссии собственного профессионального опыта.
   Члены квалификационной комиссии оценивают представленный опыт педагогической деятельности в соответствии с критериями, представленными в Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена. Максимально возможный балл при оценке опыта педагогической деятельности – 16.
   Претендент на высшую квалификационную категорию в устной форме (10-15 минутном докладе) представляет спроектированный по заданию экзаменационной комиссии фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации (эпизоде образовательного процесса) и т.д.
   Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия), который  убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях и  подтверждает результативность, эффективность опыта оценивается в 16 баллов.
   Таким образом, максимально возможный результат за оба этапа квалификационного экзамена составляет 64 балла.
Экзамен считается успешно сданным при результирующей сумме не менее 48 баллов, что составляет 75% от максимально возможного количества баллов.

 

Документы, которые предоставляет педагогический работник  для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист»

  • Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории предоставляет следующие документы:

1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается учреждением образования в академию).

2. Опыт педагогической деятельности в бумажном и электронном варианте (предоставляется во время экзамена).

  • Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» предоставляет следующие документы:

1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается управлением по образованию в академию).

2. Опыт педагогической деятельности в электронном варианте (высылается на адрес академии:  atestacia@academy.edu.by   за 10 дней до начала экзамена).

3. Опыт педагогической деятельности в бумажном варианте (предоставляется во время экзамена).

4. Резюме с описанием методической деятельности (высылается на адрес академии: atestacia@academy.edu.by   за 10 дней до начала экзамена).


Нормативные правовые акты, документы организации системы образования по организации и проведению аттестации, информацию в помощь аттестуемому педагогу можно найти на сайте "Академии последипломного образования".

Меню раздела