Управление по образованию администрации Московского района г. Минска

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №215 г. Минска»

220051 г. Минск, ул. Слободская,41 Тел./факс: (017) 364-39-03 sch215@minsk.edu.by

Страничка психолога

НЕСКОЛЬКО ФРАЗ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ РЕБЕНКУ! 
(советы родителям, воспитывающим детей младшего школьного возраста)

1. У тебя ничего не получается — дай сделаю я!
Психологи утверждают, что эта фраза травмирует ребенка и заранее программирует на неудачу. Он чувствует себя глупым и неловким и в будущем боится уже проявить инициативу, думая, что мама снова будет кричать.

2. Еще раз такое увижу — ты у меня получишь!
Как показала практика, дальше угроз дело не доходит. Ни мама, ни папа не осуществят наказание, а ребенок будет только напуган. Подобная фраза у детей вызывает лишь обиду и недоумение. Не пугайте своего ребенка. Он  должен точно знать, чего стоит ожидать в том или ином случае. А внезапные срывы родителей ни к чему хорошему не приведут. 

3. Я сказал(а) немедленно перестань!
Не стоит так резко говорить с ребенком! Это же ваш ребенок! Если вы сорвались, лучше извиниться. Ребенок ведь обижается, чувствуя себя абсолютно бесправным. И вместо того, чтобы «перестать» начинает протестовать —плачут и капризничают, подростки молча уходят и замыкаются в себе. В общем, как ни крути, это фраза никак не поможет добиться желаемого.

4. Мальчики (девочки) так себя не ведут!
Постоянно повторяя это, родители прививают ребенку определенные стереотипы. И во взрослой жизни, выросший уже мальчик будет воспринимать собственную эмоциональность как что-то недостойное, а девочка — испытывать комплексы по поводу «неженской» профессии или недостаточно убранной квартиры.

5. Не расстраивайся из-за ерунды!
Возможно, для ребенка это не ерунда! Вспомните себя в детстве! Да, ребенок  может расстроиться, из-за не получившегося рисунка. Ведь в его маленьком мире именно это сейчас— самое важное! Демонстрируя пренебрежение к проблемам ребенка, вы рискуете потерять его доверие и в дальнейшем не узнать о других, совсем не ерундовых проблемах.

6. Побереги мое здоровье!
Нередко некоторые мамы говорят это детям. Но поймите, рано или поздно все это перестает восприниматься всерьез, как в сказке про пастуха и волков. И на действительно плохое самочувствие мамы ребенок по привычке может не обратить внимания. Он подумает, что мама жалуется лишь бы он перестал шуметь, прыгать, играть и т.д.

7. У всех дети как дети, а ты…
…господнее наказание, неряха, растяпа и т.п. Не надо подобные ярлыки «вешать» на детей! Это понижают самооценку, и ребенок действительно начинает им соответствовать.

 РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

  • Разговаривайте с ребенком! Качество контакта, установленного с ребенком в младшем школьном возрасте, будет оказывать определяющее влияние по мере его взросления и снимет многие проблемы развития детско-родительского общения в подростковом и юношеском возрасте. При наличии затруднении обращайтесь за квалифицированной помощью к психологу. Чем раньше, тем лучше!
  • Старайтесь, чтобы в результате разговора Ваш ребенок испытывал положительные эмоции, чувствовал Вашу поддержку и свои возможности справиться с возникающими проблемами.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно, если это сравнение не в его пользу, поскольку это приведет к снижению самооценки и повышению уровня "школьной тревожности".
  • Находите поводы и время для организации маленьких "семейных развлечении - постарайтесь отнестись к воспитанию Вашего ребенка как к творческому процессу
  • Разговаривайте с детьми, учитесь выслушивать их, - если общения не происходит, вы отдаляетесь!
  • Старайтесь делать все вместе, планируйте общие интересные дела.
  • Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух хорошую книгу (сказку), это сильно обогатит ваше духовное общение.
  • Сотрудничайте с учителями. Контролируйте учёбу не от случая к случаю, а постоянно.
  • Глубже вникайте в повседневные проблемы детей.

 

 НАКАЗЫВАЯ, ПОДУМАЙ ЗАЧЕМ

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли? Однако наказывающий забывает подумать… 
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики», «на всякий случай»!
  3. За один раз – одно. Даже если поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым (например, отложить запланированную поездку, поход, игру за компьютером и т.д.), но только одно, за всё сразу. Наказание – не за счёт любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды. 
  4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. 
  5. Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута, как ни в чём ни бывало. О старых грехах ни слова.
  6. Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону!
  7. Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения.

 

 ТРИ ЗАПОВЕДИ МУДРОГО РОДИТЕЛЯ

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если ребенок не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите. 

3. Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

  

 ВЫ УЗНАЛИ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК КУРИТ

Начинать антитабачную (и антиалкогольную) пропаганду необходимо, когда ребенок еще бегает в коротких штанишках. Используя любую жизненную ситуацию, из которой наглядно видно, что курение и алкоголь приносит организму вред, любую историю, увиденную по TV, – своими репликами показывать отношение к этим явлениям. Все услышанное накапливается у ребенка в голове.

Надо загодя создавать ребенку окружение, то есть с умом выбирать школу, класс, кружок или спортивную секцию – детский коллектив, где наш ребенок будет находить друзей. А потом надо работать с этим окружением: знакомиться с друзьями, приглашать их в дом, разговаривать с ними, с кем-то ненавязчиво дружбу поощрять, кого-то ненавязчиво отсекать. В 11–12 лет мнение сверстников более значимо для ребенка, чем мнение родителей. Подросток очень остро хочет быть «как все», то есть как все его друзья.

Но так уж случилось, что ребенок закурил: мы не успели поработать на предупреждение. Что делать теперь? Найти правильную форму для выражения своего отношения к этому событию! Подростки обычно бывают против не сути наших требований. Их возмущает форма предъявления этих требований. Попробуйте поговорить с ним, как со взрослым, то есть дайте ему возможность самому принять решение. Подростки сейчас так жаждут все решать сами. Можно сказать: «Кури, но знай, что тебя ждет…» И дальше излагаем то, что произведет на наше чадо наибольшее впечатление: и про кислородное голодание развивающегося мозга и про несовместимость курения и спорта… Девочкам – про маловесных, слабеньких детей, которые рождаются у курящих мам. В общем, кури, но знай свою судьбу. И, как это ни покажется странным, подросток, которому позволили самому принять решение, делает правильный выбор.

Меню раздела